18 апреля 2011   Интересно

Фотоэкскурсия по шинному заводу

Фотоэкскурсия по знаменитому Ярославскому шинному заводу, одному из крупнейших шинных заводов центрального региона России. Репортаж из цехов, где производят и тестируют шины марки «Cordiant» для легковых автомобилей.


Я и до этого знал, что шина — предмет не простой. Оказалось, что производство еще сложнее, чем я представлял. И самое главное, я узнал секрет, откуда берутся усики на новой резине и зачем они нужны!

Немного истории: Не многие знают, что давным давно шины были деревянными или металлическими (так мне рассказывали в институте). Первая в мире резиновая шина была сделана Робертом Уильямом Томсоном в 1846 году, однако автором пневматической шины считают шотландца Джона Данлопа, который в 1887 году придумал надеть на колесо трехколесного велосипеда своего 10-летнего сына широкие обручи, сделанные из шланга для поливки сада, и надуть их воздухом. Именно с велосипедов и началась эра пневматических шин.

2Фотоэкскурсия по шинному заводу

Основными материалами для производства шин являются резина, которая изготавливается из натуральных и синтетических каучуков и корд.
Производство шины начинается с приготовления резиновых смесей, которые могут включать в себя до 10 химикатов, начиная от серы и углерода и заканчивая каучуком. Из смесей на специальных станках методом экструзии делают различные заготовки для будущей шины.

3Фотоэкскурсия по шинному заводу

Так, например, выглядит будущий корд на конвейере.

4Фотоэкскурсия по шинному заводу

На отбракованном участке заготовки можно увидеть «скелет шины» — каркас, который изготавливается из высокопрочного металлокорда. Многие недалекие автовладельцы считают, что шину пора выкидывать только тогда, когда она стирается до корда.

5Фотоэкскурсия по шинному заводу

На станках изготавливаются компоненты для сборки. Процесс экструзии для большинства изделий схож, и компоненты выглядят примерно одинаково — на выходе из станка получается длинная резиновая лента.

6Фотоэкскурсия по шинному заводу

Резина до вулканизации очень липкая, поэтому материал наматывают в бобины прокладывая каждый виток защитным слоем.

7Фотоэкскурсия по шинному заводу

Все компоненты сортируют по типоразмеру шины, на каждую бобину приклеивают штрих-код, чтобы можно было в любой момент понять для какого типа шин изготовлен материал.

8Фотоэкскурсия по шинному заводу

Станки с гигантскими катушками изготавливают бортовые кольца. Бортовое кольцо — важный элемент шины, который изготавливается из множества витков обрезиненной бортовой проволоки. Это нерастяжимая, жесткая часть шины, с помощью которой происходит фиксация на ободе диска.

9Фотоэкскурсия по шинному заводу

Много-много нитей сплетаются в ряды, которые далее обрезиниваются.

10Фотоэкскурсия по шинному заводу

Этот станок закругляет обрезиненную проволоку в кольцо под необходимый посадочный размер диска. Слева в кадре — ленты проволоки, справа — готовые кольца.

11Фотоэкскурсия по шинному заводу

Готовые бортовые кольца.

12Фотоэкскурсия по шинному заводу

На сборочных станках все детали шины соединяются в единое целое. Необходимые компоненты с бобин загружаются на ленты конвейера.

13Фотоэкскурсия по шинному заводу

Так выглядит протекторная заготовка. До вулканизации это просто толстая полоса резины без рисунка протектора. Цветные линии — специальная кодировка, чтобы можно было быстро и четко понять, какой у шины радиус, ширина и высота профиля и т.д. (своеобразный штрих-код шины).

14Фотоэкскурсия по шинному заводу

Бабина с заготовкой раскручивается, компонент уходит на конвейер, а защитный слой, (коричневая лента, чтобы материал не слипался) наматывается на другую катушку.

15Фотоэкскурсия по шинному заводу

Дальше начинается этап «Слава роботам!». Все происходит очень быстро и далеко не сразу можно разобраться, что к чему. На сборочный барабан последовательно накладываются слои с разных лент конвейера.

16Фотоэкскурсия по шинному заводу

Потом приезжает большой робот и ловко раздувает заготовку воздухом, что-то сминает, сжимает и заворачивает и получается полуфабрикат шины.

17Фотоэкскурсия по шинному заводу

По конвейерным линиям заготовки отправляются в цех вулканизации.

18Фотоэкскурсия по шинному заводу

19Фотоэкскурсия по шинному заводу

Здесь шина подвергается термовоздействию горячим паром под высоким давлением. Каучук, техуглерод и присадки «спекаются» в единое целое, а на внешние и внутренние поверхности шины с помощью пресс-форм наносятся рисунок протектора, надписи и другие технические профили.

20Фотоэкскурсия по шинному заводу

В цеху целые ряды установок вулканизации с прессформами для различных типов шин.

21Фотоэкскурсия по шинному заводу

Слева идет процесс вулканизации, а справа пустая камера с диафрагмой, которая раздувает шину под высоким давлением.

22Фотоэкскурсия по шинному заводу

Заготовка в камере, сверху видны прессформы. Под давлением по боковинам и протектору прорисовывается рельефный рисунок. Происходит химическая реакция (вулканизация), которая придает резине эластичность и прочность.

23Фотоэкскурсия по шинному заводу

Так выглядит разобранная прессформа. Со временем от высокой температуры и давления прессформа загрязняется и ее следует очищать.

24Фотоэкскурсия по шинному заводу

Прежде всего забиваются каналы для отвода воздуха при вулканизации. Именно из-за этих каналов и образуются те загадочные «усики» на новых шинах.

25Фотоэкскурсия по шинному заводу

Прессформы для боковин.

26Фотоэкскурсия по шинному заводу

Цех, где очищают загрязнившиеся прессформы.

27Фотоэкскурсия по шинному заводу

Историческая справка:
В июне 1943 г. в результате налета немецкой авиации, завод был полностью разрушен. Но уже в конце сентября последствия бомбардировки были ликвидированы, завод восстановлен.
1950-е гг. Впервые в СССР завод начал выпускать бескамерные шины: для легковых автомобилей «Победа», «Волга», «ЗИМ».
Конец 50-х. Страна переживала «шинный кризис», увеличивался простой автотранспорта из-за дефицита шин.
1966 г. Выпущена 100-миллионная шина.
1969 г. ЯШЗ первому из отечественных заводов было дано право выпускать шины для нового легкового автомобиля «Жигули».

28Фотоэкскурсия по шинному заводу

Внутри установок по вулканизации безумно красиво!

29Фотоэкскурсия по шинному заводу

Вот где нужно было снимать Терминатора.

30Фотоэкскурсия по шинному заводу

31Фотоэкскурсия по шинному заводу

32Фотоэкскурсия по шинному заводу

Готовые шины поступают на общий конвейер и отправляются на окончательный контроль качества шин перед отправкой потребителям.

33Фотоэкскурсия по шинному заводу

34Фотоэкскурсия по шинному заводу

На контроле производится визуальный осмотр шин.

35Фотоэкскурсия по шинному заводу

Дальше в работу снова включается робот, который проверят динамические характеристики каждой шины.

36Фотоэкскурсия по шинному заводу

Все новые модели обязательно проходят стендовые и лабораторно-дорожные испытания в заводском опытно-испытательном центре, которые ведутся на специальных станках, где моделируются условия эксплуатации, в несколько раз превышающие по воздействию дорожные.

37Фотоэкскурсия по шинному заводу

Диски под все типы шин.

38Фотоэкскурсия по шинному заводу

А так выглядит стенд для испытания сразу шести шин одновременно.

39Фотоэкскурсия по шинному заводу

А это — авиационные шины. Как их производят — большой секрет! На предприятиях компании «СИБУР – Русские шины», выпускающих шины марки Cordiant производится не только продукция для широкого круга потребителей, но и специальные изделия, например шины для истребителя 5-го поколения, известного как Т-50, или ПАК-ФА.

40Фотоэкскурсия по шинному заводу

Чтобы посмотреть на производство авиационных шин нужно получать разрешение в ФСБ.

41Фотоэкскурсия по шинному заводу

В этом цехе установлены стенды, где имитируют скорости и нагрузки на колесо при взлете и посадке самолета.

42Фотоэкскурсия по шинному заводу

43Фотоэкскурсия по шинному заводу

Вот так производятся шины Cordiant.
«Современное сборочное оборудование - это полностью автоматизированное производство, в рамках которого человеку отводится лишь минимальная роль. Автоматизация производства уменьшает влияние человеческого фактора на качество шин, что приводит к значительному улучшению эксплуатационных характеристик конечного продукта.»

44Фотоэкскурсия по шинному заводу

Нравится Фотоэкскурсия по шинному заводу?
 +1 
Комментарии
  1. Aerator
            
    Aerator 18 апреля 2011 14:11

    Слава роботам!

  2. bezumec
            
    bezumec 18 апреля 2011 14:56

    я работал на шинном, у нас не так все было

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.