13 января 2011   Фото

Атомный ледокольный флот России (98 фото)

От автора:Месяц назад я побывал в Мурманске с посещением ледоколов “Ленин”, на котором мы жили, и “50 лет победы”, который часто катает туристов на северный полюс. Честно, я был поражен мощью и уникальностью атомного флота и “урановым” стержнем людей, которые посвятили этому свои жизни. Именно благодаря им мы имеем нечто, на что не способны другие страны.


Первым делом в аэропорту, вспомнив свое старое правило, что почти в любом городе России где бы я ни был, есть кому позвонить, сажусь “на аппарат”. Через десять минут выясняется, что в Мурманске живет моя двоюродная сестра, и более того, она замужем за Старшим помошником капитана атомного ледокола “Ямал”. В общем, я в какой-то мере причастен :) Но об этом потом.
2Атомный ледокольный флот России (98 фото)

Прибыв на АЛ “Ленин” около часа ночи, встретивший нас Константин, по-моему боцман, который дежурил в эту ночь показал нам ледокол. Собственно с него и началось то радушие, с которым нас принимали, но по первости оно было непривычным. Ощущение попадания в сказку началось с каюты, интерьер которой сохранился спустя 51 год. В таких каютах мы провели три ночи, пропитавшись заполярной жизнью и историей.
3Атомный ледокольный флот России (98 фото)

4Атомный ледокольный флот России (98 фото)

По этим коридорам тридцать лет передвигался экипаж из 243 человек. Они работали в Арктике, сочиняли песни, любили, играли в КВН, делали нашу историю.
5Атомный ледокольный флот России (98 фото)

Сейчас из иллюминаторов “Ленина” виден морской порт Мурманска. Первый в мире атомный ледокол выполняет роль музея и Центра общественной информации Росатома в Мурманске. На нем проходят мероприятия, корпоративы, концерты. Однажды в каюткомпании “Ленина” Пазмутова впервые исполнила песню «Уставшая подлодка», которая стала хитом тех лет. Еще на борту были и отметились в журнале Юрий Гагарин, Фидель Кастро, Ричард Никсон и другие “высокие” персоны.
6Атомный ледокольный флот России (98 фото)

7Атомный ледокольный флот России (98 фото)

Резервная котельная. Уже тогда ледоколы проектировались не просто с дублированием функций, но и несколькими вариантами их реализации.
8Атомный ледокольный флот России (98 фото)

Как уже говорилось, интерьер сохранился с момента спуска на воду, т.е. с 1959 года. Повсеместно в отделке используется карельская береза, очень часто встречаются электро-механические часы. За сохранность интерьера нужно благодарить второго капитана “Ленина” Бориса Макаровича Соколова, после вывода из эксплуатации в 1989 году, он вдвоем со старпомом более 10 лет поддерживал состояние ледокола, т.е. они его мыли, чистили, отапливали и прочее, Борис Макарович даже умер по дороге на ледокол.
9Атомный ледокольный флот России (98 фото)

10Атомный ледокольный флот России (98 фото)

11Атомный ледокольный флот России (98 фото)

12Атомный ледокольный флот России (98 фото)

13Атомный ледокольный флот России (98 фото)

Не смотря на то, что ледокол теперь навечно стоит у причала у него есть капитан – Александр Николаевич Баринов. Свой путь он начал на атомоходе “Арктика”, на который был распределен в 1978 году. Как и положено капитану, он живет на корабле. Утром он принял нас в своей каюте, рассказал о суровости и романтике быта моряка. С ним я понял, а при знакомстве с другими капитанами убедился, что флот держится на харизме капитана. В случае необходимости капитан ледокола может выйти на льдину, взять в зубы канат и тащить все на себе, при этом экипаж молча сделает тоже самое, но на нашем флоте все предусмотрено и этого не потребуется.
14Атомный ледокольный флот России (98 фото)

Модель второй версии реакторной установки. Т.к. “Ленин” был первой версией атомного ледокола и многих знаний и технологий в тот момент еще не могло существовать, не удалось избежать двух серьезных аварий. Первая была в 1965 году, а после второй в 1967 году реакторная установка была затоплена возле Новой земли и ее место заняла текущая версия со всеми доработками и учетом предыдущих проблем. Вот такая цена современного превосходства в Арктике.
15Атомный ледокольный флот России (98 фото)

Ну мы еще по кинофильмам и мультикам знаем, что у капитана на столе должна быть модель корабля :) В нашем случае это уже более современный ледокол. Кам видим, на нем есть вертолетная площадка, она есть на абсолютно всех ледоколах, хотя сейчас вертолеты практически перестали использовать, ведь они нужны были для изучения оперативной обстановки и состояния льда на пути, реже для доставки персонала. Сейчас всю необходимую информацию передают спутники.
16Атомный ледокольный флот России (98 фото)

Продолжаем знакомство с ледоколом. Многофункциональное помещение столовой-кинозала-актового зала. Ели в две смены, т.к. народу было много. Края столов поднимались, чтобы тарелки не падали при раскачивании. Собственно здесь же были конкурсы бардовской песни и прочая самодеятельность. Ну и без портрета Ильича тоже никуда.
17Атомный ледокольный флот России (98 фото)

18Атомный ледокольный флот России (98 фото)

19Атомный ледокольный флот России (98 фото)

Вы спросите, а как же быть, если корабль качает? Во многих местах есть вот такой элемент, к нему прицепляется стул или стол, которые тоже имеют соответствующий крепеж.
20Атомный ледокольный флот России (98 фото)

Первый машинный зал реакторной установки. Не резервный, их было именно два. Два реактора, четыре турбины, по две на реактор. Т.е. практически при любых поломках можно было дойти своим ходом. С учетом того, что одной загрузки реактора хватало на 3-5 лет, выживаемость судна была сверхвысокой.
21Атомный ледокольный флот России (98 фото)

Коридоры нижних палуб. При общей длине в 134 метра есть где погулять.
22Атомный ледокольный флот России (98 фото)

Если на АЭС зал управления реактором называется БЩУ, то на флоте это ЦУП. Вот в таком виде воплотился инженерный замысел атомщиков 50х годов. Сейчас это уже огромные плазмы, всевозможная индикация, датчики и прочее. Но для того времени даже такая визуализация состояния энергоустановки была фантастикой!
23Атомный ледокольный флот России (98 фото)

24Атомный ледокольный флот России (98 фото)

25Атомный ледокольный флот России (98 фото)

26Атомный ледокольный флот России (98 фото)

27Атомный ледокольный флот России (98 фото)

Внимание! За работой установки следила телекамера. Она двигалась и приближала изображение. Напоминаю, это 50е годы.
28Атомный ледокольный флот России (98 фото)

29Атомный ледокольный флот России (98 фото)

30Атомный ледокольный флот России (98 фото)

31Атомный ледокольный флот России (98 фото)

Помимо разных индикаторов было и печатное устройство, которое фиксировало разные параметры во времени. Тогда тексты копировали на печатных машинках.
32Атомный ледокольный флот России (98 фото)

33Атомный ледокольный флот России (98 фото)

В ЦУПе присутствуют наглядные пособия по жизненно-важным системам. Чтоб все было под рукой, для оперативного вмешательства, если надо.
34Атомный ледокольный флот России (98 фото)

35Атомный ледокольный флот России (98 фото)

36Атомный ледокольный флот России (98 фото)

Второй машинный зал. Еще две турбины генераторов. Это уже задняя часть корабля.
37Атомный ледокольный флот России (98 фото)

Есть на “Ленине” и музей в музее, который собирал экипаж в разные годы. Здесь и кости мамонта, и разные награды, и знамя.
38Атомный ледокольный флот России (98 фото)

39Атомный ледокольный флот России (98 фото)

Прообразы первых радиометров и дозиметров.
40Атомный ледокольный флот России (98 фото)

Санчасть ледокола. Т.к. рейсы были вдали от цивилизации, то необходимые операции делали прямо на борту. Квалификация врачей позволяла, но в случае необходимости на борт доставлялся соответствующий врач. В санчасти есть комната для анализов, операционная, рентген кабинет и стоматология. А вот стоматолог присутствовал вахтовым методом по расписанию, точнее курсировал по кораблям.
41Атомный ледокольный флот России (98 фото)

42Атомный ледокольный флот России (98 фото)

43Атомный ледокольный флот России (98 фото)

44Атомный ледокольный флот России (98 фото)

Полярный день в Мурманске. Точнее это даже полдень, т.к. “день” длится не более 4 часов в это время года.
45Атомный ледокольный флот России (98 фото)

46Атомный ледокольный флот России (98 фото)

АЛ “Ямал” на техобслуживании. Тот самый, с пастью на носу. По поводу пасти есть интересная байка, не вдаваясь в подробности, ее нанесли по-пьяни. Потом ее стирали, но губернатор распорядился вернуть, т.к. пасть стала символом Мурманска :)
47Атомный ледокольный флот России (98 фото)

48Атомный ледокольный флот России (98 фото)

49Атомный ледокольный флот России (98 фото)

Ширина корабля 27 метров. Есть где разгуляться. Даже у берега ледокол поражает величием.
50Атомный ледокольный флот России (98 фото)

51Атомный ледокольный флот России (98 фото)

Кстати, первый капитан “Ленина” – Павел Акимович Пономарев, был опытнейшим моряком, за что его собственно и назначили на новейший корабль тех времен. Тогда ему исполнилось 63 года. Так вот, он был капитаном старой закалки и командовал судном прямо с внешнего капитанского мостика! Т.е. в арктических льдах в мороз и ветер. Собственно это его и добило, в 1970 он нас покинул.
52Атомный ледокольный флот России (98 фото)

53Атомный ледокольный флот России (98 фото)

54Атомный ледокольный флот России (98 фото)

55Атомный ледокольный флот России (98 фото)

А вот и сама реакторная установка ледокола. Если кто в теме, то реактор водно-водянной, т.е. замедлителем и теплоносителем является вода. У свинцового окошечка 7-8 мкр/ч, что соответствует всем нормам норм. Вечерами перед сном после душа я заходил попрощаться с реактором, никому об этом не говорите. Очень уж меня завораживают эти штуки.
56Атомный ледокольный флот России (98 фото)

57Атомный ледокольный флот России (98 фото)

Собственно макет установки в разрезе. Кто знаком с ВВЭР, в принципе то же самое.
58Атомный ледокольный флот России (98 фото)

Капитанский мостик. Никаких вам тут “нанотехнологий”. Все ручное.
59Атомный ледокольный флот России (98 фото)

60Атомный ледокольный флот России (98 фото)

61Атомный ледокольный флот России (98 фото)

Радиоузел.
62Атомный ледокольный флот России (98 фото)

Памятник “Алеша”, из одноименной песни. Мурманский “вечный огонь”.
63Атомный ледокольный флот России (98 фото)

На второй день мы поехали на ледокол “50 лет победы”, который находился на плановом техобслуживании РосАтомфлота. Да, весь атомный флот в 2008 г. передали РосАтому, а тот создал РосАтомфлот, доки которого “режимные” и фотосъемка запрещена. Так что ниже фотография с фотографии ледокола. “50 лет победы” длиной почти 160 метров, ширина 30, что на данный момент является пределом, пока не расширят верфь Балтийского завода. Осадка 11 метров, высота борта 17 метров. Команда 138 человек.
64Атомный ледокольный флот России (98 фото)

В ЦУПе “50 лет победы” работают клевые дядьки, вполне себе настоящие атомщики. На вопросы по степени обогащения топлива отвечать отказались, сказали запрещено, но в интернете сказали прочитать можно, на названную мной конкретную цифру заулыбались, и спросили зачем я спрашиваю, если сам все знаю :) Спасибо вам, атомщики!
65Атомный ледокольный флот России (98 фото)

66Атомный ледокольный флот России (98 фото)

67Атомный ледокольный флот России (98 фото)

Ставшей уже традиционной кнопка автоматической защиты.
68Атомный ледокольный флот России (98 фото)

69Атомный ледокольный флот России (98 фото)

Здесь тоже есть наглядные пособия, на случай “мало-ли что”.
70Атомный ледокольный флот России (98 фото)

71Атомный ледокольный флот России (98 фото)

Вот и два реактора “50 лет победы”. В принципе на их месте мог быть и газовый котел, и дизель, и что угодно. Основная задача реактора – парообразование, просто автономность реактора 5 лет, а дизельные ледоколы имеют запас хода месяц-полтора. Радиационный фон у окошка 6-8 мкр/ч.
72Атомный ледокольный флот России (98 фото)

73Атомный ледокольный флот России (98 фото)

На внутренних палубах вполне себе можно снимать фантастику, не немецкую, а типа “Чужие-5″ и все такое, но на самом деле все чистенько и аккуратненько.
74Атомный ледокольный флот России (98 фото)

75Атомный ледокольный флот России (98 фото)

Опреснительная установка. Дает избыточное количество пресной воды, что на других не атомных кораблях роскошь.
76Атомный ледокольный флот России (98 фото)

77Атомный ледокольный флот России (98 фото)

78Атомный ледокольный флот России (98 фото)

Генераторы.
79Атомный ледокольный флот России (98 фото)

Как мы уже помни, все жизненные функции ледоколов дублируются, на случай остановки реакторов и отсутствия питания с берега есть дизельный генератор. Он, как правило, работает на берегу. В нашем случае как раз работал.
80Атомный ледокольный флот России (98 фото)

Ну а если кончится солярочка, то можно плеснуть из резервной канистры, пока кто-то бежит на заправку. Все предусмотрено)
81Атомный ледокольный флот России (98 фото)

За дверью видимо не столовая…
82Атомный ледокольный флот России (98 фото)

Еще на всех ледоколах есть слесарный цех. Почти все ремонтные работы можно проводить на борту, в т.ч. сварочные, токарные и прочие.
83Атомный ледокольный флот России (98 фото)

Актуальный лозунг даже для дисциплины флота
84Атомный ледокольный флот России (98 фото)

Средний электродвигатель. Всего их три. Они являются движущей силой и позволяют разворачиваться даже на месте.
85Атомный ледокольный флот России (98 фото)

Забавное художественное оформление на стене под приборами.
86Атомный ледокольный флот России (98 фото)

Румпель – верхняя часть руля, а на фото аналог автомобильного гидроусилителя. Располагая тремя винтами руль особо и не нужен, но в случае отказа гидравлики есть компрессоры, которые позволяют рулить в ручном режиме.
87Атомный ледокольный флот России (98 фото)

В распоряжении экипажа имеются спортивный зал, сауна, бассейн, библиотека и музыкальный салон. Работает система спутникового телевидения.
88Атомный ледокольный флот России (98 фото)

Традиционное крепление для стульев и столов, только уже более гламурное, чем на “Ленине”.
89Атомный ледокольный флот России (98 фото)

Кстати, “50 лет победы” имеет свои круизные особенности. Он лучше других оборудован для круизов на полюс, там даже есть должность “Старпом по туристам”, котрый создает все условия для прибывания. В основном услугой пользуются престарелые иностранные миллионеры и азиатские предприниматели. Самому взрослому туристу было 96 лет и в круиз он пошел, т.к. добивался 65 летней женщины. Он ей хотел доказать что не такой уж и старый и позвонил ей с полюса. В общем, они поженились
90Атомный ледокольный флот России (98 фото)

Средне-статистическое оформление каюты. Данная резервная и в ней никто обычно не живет.
91Атомный ледокольный флот России (98 фото)

Капитанский мостик “50 лет победы”. Здесь уже все современное. Не смотря на обилие оборудования проход во льдах осуществляется визуально. Вот такая вот работа.
92Атомный ледокольный флот России (98 фото)

93Атомный ледокольный флот России (98 фото)

Морской автонавигатор. Спутники, ледовая обстановка и все такое.
94Атомный ледокольный флот России (98 фото)

Данный прибор, ничто иное, как тот самый “Глонас”. Не смотря на скромную наклейку “made in China”.
95Атомный ледокольный флот России (98 фото)

Плавучая платформа.
96Атомный ледокольный флот России (98 фото)

Теперь единственный у России авианосец приписан к Мурманску и выходит в море по праздникам.
97Атомный ледокольный флот России (98 фото)

Капитан АЛ “50 лет победы” – Валентин Сергеевич Давыдянц. Когда мы с ним беседовали в его каюте и он подписывал нам книжки, для полного антуража не хватало только курительной трубки, как выяснилось на столе она все же была :) Вот такие вот капитаны.
98Атомный ледокольный флот России (98 фото)

Спасибо встретившему и приютившему РосАтомфлоту, Информационному центру атомной отрасли, экипажам АЛ “Ленин” и “50 лет победы”. Эти люди поразили меня своей открытостью и радушием.

Нравится Атомный ледокольный флот России (98 фото)?
 0 
Комментарии
  1. shumovoz
            
    shumovoz 14 января 2011 00:06

    спасибо за экскурсию, здорово!

  2. ЮЖНЫЙ
            
    ЮЖНЫЙ 14 января 2011 04:10

    скучная история...

  3. Artur02
            
    Artur02 14 января 2011 17:52

    очень понравилось. спасибо

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.