27 декабря 2010   Фото

Обработка самолётов в Домодедово (22 фото)

Зима в этом году началась сурово — сначала подморозило, а теперь заваливает снегом.

1Обработка самолётов в Домодедово (22 фото)

Снегоочистительная техника работает круглосуточно. Жутковатые агрегаты с огромными ковшами и щётками сметают снег с рулёжных дорожек на лётном поле, а взлётные полосы поливаются реагентами.

2Обработка самолётов в Домодедово (22 фото)

Если говорить техническим языком, то деайсинг (или, по-нашему, противообледенительная обработка воздушного судна) — это процедура очистки аэродинамических поверхностей от налипшего снега и образовавшегося инея и покрытие их защитным составом. Если по-простому — «поливают самолёт всякой гадостью».

3Обработка самолётов в Домодедово (22 фото)

О том, что бывает, если обработку не провести или провести неправильно — можно посмотреть вот в этой замечательной документалке. Можно ещё вспомнить крушение Як-40, в котором погиб Артём Боровик. Попытаюсь объяснить популярно. Крылья и хвостовое оперение самолёта — особо сконструированные поверхности, форма которых идеально расчитана, чтобы обеспечивать полёт (за счёт разницы давления над и под поверхностью). Если образуется наледь или прилипает снег — форма меняется, аэродинамика ухудшается и самолёт уже не может «держаться за воздух» — появляется тенденция к сваливанию. Проще говоря, самолёт начинает падать. Какие ещё неприятности могут случиться — попадание наледи с крыльев в двигатели, или, например, залепленные снегом датчики, считывающие скорость движения, которые в результате дают неверную/противоречивую информацию пилотам. Всё это особо критично при взлёте и наборе высоты, поэтому основная часть сопутствующих лётных происшествий связана именно с этим этапом полёта.

4Обработка самолётов в Домодедово (22 фото)

Процедуру проводят, разумеется, не у самого трапа — там мало места, море аэродромной техники и люди ходят. Поэтому сначала производится посадка пассажиров на борт, и после этого начинается руление к открытой стоянке, где и будет проходить деайсинг.

5Обработка самолётов в Домодедово (22 фото)

Защитное покрытие действует около 15 минут, поэтому место выбирают так, чтобы после обработки не надо было далеко рулить до взлётки (например, если терминал в другом конце лётного поля).

6Обработка самолётов в Домодедово (22 фото)

Насколько я понял из своих наблюдений, иностранцы предпочитают поливать весь самолёт целиком, включая фюзеляж, а наши в основном ограничиваются аэродинамическими поверхностями.

7Обработка самолётов в Домодедово (22 фото)

Деайсинг — одна из самых зрелищных процедур в авиации, особенно если речь идёт о лайнере-гиганте вроде этого Боинга-777 Сингапурских авиалиний.

8Обработка самолётов в Домодедово (22 фото)

Многие (как и я) будут наверное удивлены, узнав, что жидкостей на самом деле две: первой под большим напором смывают снег и наледь, а потом уже второй наносят защитное покрытие.

9Обработка самолётов в Домодедово (22 фото)

Если очищающая жидкость имеет еле заметный розоватый оттенок, то защитная — явный бирюзовый цвет, который превращает белые самолёты в подобие «огурцов» S7.

10Обработка самолётов в Домодедово (22 фото)

Кстати, о них. Второй самолёт, на примере которого мы будем смотреть обработку — сибирский Аэробус А319. Посадка закончена, трап сложен и начинается руление к открытой площадке.

11Обработка самолётов в Домодедово (22 фото)

Приезжает машина с жидкостью, оператор садится в люльку и разворачивает шланг на телескопической «ноге».

12Обработка самолётов в Домодедово (22 фото)

Очищающая жидкость.

13Обработка самолётов в Домодедово (22 фото)

Защитная.

14Обработка самолётов в Домодедово (22 фото)

Потом машина объезжает самолёт и начинает обработку с другой стороны.

15Обработка самолётов в Домодедово (22 фото)

16Обработка самолётов в Домодедово (22 фото)

Обработка закончена — можно лететь!

17Обработка самолётов в Домодедово (22 фото)

18Обработка самолётов в Домодедово (22 фото)

Следующий «клиент» — Боинг-737 Трансаэро.

19Обработка самолётов в Домодедово (22 фото)

Ещё одним откровением для меня стало то, что жидкости бывают разных категорий и существуют различные запатентованные составы. В зависимости от погодных условий используются составы разных концентраций. А вообще деайсинг проводят даже летом — если залить полные баки холодного топлива, уже может образоваться наледь. Также выяснилось, что никакой вредной химии там нет — если на человека случайно попадёт, то ничего страшного. Хотя и в том, чтобы оказаться политым горячим мыльным раствором, приятного тоже мало.

20Обработка самолётов в Домодедово (22 фото)

Чтобы не повредить дорогой самолёт и не отправить его вместо рейса на починку, подвижные части машины оборудованы специальными «усами» — специальными датчиками, которые при касании останавливают движение (кто знает как работает габаритный вагон в метро — поймёт о чём речь). Чуть дальше на фото осуществляется доставка дизельного топлива.

21Обработка самолётов в Домодедово (22 фото)

Машина называется «Elephant» — слон. Если я правильно понял, то одна такая стоит порядка 1 миллиона долларов. Есть конечно и более экономичный вариант — техник садится в люльку, берёт шланг и поливает самолёт сам. Но в Домодедово это не практикуется.

22Обработка самолётов в Домодедово (22 фото)

Всем приятного полёта!

23Обработка самолётов в Домодедово (22 фото)

Нравится Обработка самолётов в Домодедово (22 фото)?
 0 
Комментарии
  1. AK-47
            
    AK-47 27 декабря 2010 10:37

    так себе......

  2. kraynon
            
    kraynon 27 декабря 2010 13:14

    нормальная такая статья, все подробно изложено, Спасибо

  3. Artur02
            
    Artur02 27 декабря 2010 21:53

    интересно

  4. alchen
            
    alchen 27 декабря 2010 22:05

    я сразу и непонял,думал огнем их =),а то жидкость такого цвета.

  5. японец
            
    японец 30 декабря 2010 21:56

    и зря ини ждут реогентов из германии

  6. PELMENb
            
    PELMENb 6 октября 2011 13:55

    bravo

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.